После публикации новости американской технологической компании Boston Dynamics о создании нового робота представители «Почты России» сразу же обратились к разработчикам через твиттер, сообщив о подаче заявки на тестирование, посредством создания пилотного проекта на подведомственных предприятиях.
Новый робот Boston Dynamics - Stretch предназначен для автоматизации погрузочно-разгрузочных работ на складах. Аппарат представлен квадратной платформой на колесах. Она оборудована "системой восприятия", включающей камеры и датчики определения окружающей обстановки, и рычагом (механизированной рукой) с семью уровнями свободы движения.
Механический манипулятор умеет изгибаться в заданном направлении и имеет присоски, позволяющие захватывать и удерживать коробки весом до 23 кг. По утверждениям представителей Boston Dynamics, Stretch может переместить за 1 час до 800 коробок. Это сопоставимо с производительностью труда человека. При этом заряда аккумулятора у робота хватает на 8 часов непрерывной работы. А значит, он сможет отработать 8-часовой рабочий день без перерывов на обед и перекуров.
От существующих аналогов Stretch отличает высокая мобильность: для перемещения ему не требуются "рельсы", он не имеет статичных пластин, прикрученных к полу и прочей громоздкой инженерной инфраструктуры, обеспечивающей автоматизацию. По словам разработчиков, этот робот сможет заехать, при необходимости, в проход между складскими полками, в кузов грузовика, подъехать непосредственно к контейнеру. Роботизированная «рука» свободна в движении благодаря запатентованной системе противовесов. Она спрятана в основании платформы, поэтому не мешает перемещению и не занимает дополнительное пространство.
Помимо всего прочего, Stretch, по уверениям Boston Dynamics, прост в управлении. Освоить базовые навыки управления им получится всего за несколько учебных часов. Иными словами, это настоящий промышленный робот, позволяющий добиться максимальной эффективности в ходе погрузо-разгрузочных работ.
В настоящее время компания-производитель находится в поиске первых клиентов для апробации функционально заложенных возможностей Stretch. Серийный выпуск продукции с выходом на коммерческий рынок предполагается к 2022 г. Стоимость роботизированного грузчика пока не анонсировалась.
Напоминаем, это уже не первый случай, когда крупные российские компании проявляют интерес к инновационным технологиям и роботозамещению. Так, в январе этого года о покупке в Boston Dynamics четвероногого робота-собаки Spot объявил Сбер. Согласно пояснениям сотрудников банка, платформу планируют использовать в исследовательских целях, в том числе для поиска решения совместных задач человека и робота. В США он стоит 74,5 тыс. долларов, в РФ стоимость, естественно, будет значительно выше.
Очевидно, что корпорации с большим числом крупных складских помещений будут все чаще обращать пристальное внимание на автоматизацию своих процессов посредством умных роботов. В России про импортозамещение в данной сфере, к сожалению, пока сказать нечего. Робот отечественного производства «Федор» хоть уже и успел побывать в космосе на МКС, но умеет пока только решать задачи несколько иного плана: ходить, ползать, водить автомобиль, стрелять одновременно с двух рук. А вот реально работать на производстве он пока не способен.
Подобные инициативы, безусловно, похвальные, поскольку в первую очередь речь идет о замещении людей на работе с тяжелыми или вредными условиями труда. Технологический прорыв в скором времени действительно сделает реальностью предсказания фантастов. Однако есть в нем и определенные угрозы для человеческого трудового ресурса. Об этом еще в 2019 г. предостерегал российский премьер-министр Дмитрий Медведев. Во время форума «Открытые инновации - 2019» он заявил, что россиянам из-за роботов надо будет готовиться к переквалификации, поскольку последние станут их конкурентами на рынке труда.
Такие опасения не беспочвенны: согласно исследованиям РАНХиГС, к 2030 г. из-за массового внедрения автоматизации в производстве под угрозой увольнения могут оказаться более 45% граждан РФ.