Надзорные органы в скором времени станут оценивать свою деятельность по-новому. В рамках реформирования контрольно-надзорной деятельности подготовлен проект порядка оценки эффективности и результативности надзорной деятельности.
Базовые принципы оценки установил ФЗ №248 от 31.07.2020 г. "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Новый НПА введет детализирующие положения для этого закона, а именно: порядок (правила) оценки итогов работы контролирующих и надзирающих инстанций. В настоящее время проект Постановления Правительства РФ "О порядке оценки результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов" проходит стадию независимой антикоррупционной экспертизы. Готовится заключение по ее результатам.
Согласно указанному проекту, новая система оценки включает:
- список KPI - показателей эффективности/результативности работы контрольных (надзорных) органов;
- механизм сбора данных о работе контрольных (надзорных) инстанций;
- анализ KPI и использование его итогов.
Новая система оценки призвана снизить уровень причиняемого вреда в соответствующей области деятельности, оптимизировать распределение государственных ресурсов и минимизировать неоправданное вмешательство контрольных (надзорных) органов в работу подконтрольных субъектов. В целом такая система состоит из показателей эффективности и результативности.
В соответствии с рассматриваемым проектом, оценивать свои KPI надзорные и контрольные ведомства станут самостоятельно. Это будет происходить в ходе ежегодного доклада о видах контроля, посредством сопоставления предыдущих показателей за прошлые периоды. Ключевой момент реформы как раз и заключается в содержании данных показателей.
По всей видимости, порочная система ежегодного наращивания показателей, при которой в следующем году тождественный показатель должен быть на одну единицу больше, чем в предыдущем, канет в лету. А для оценки работы станут брать в расчет два вида показателей.
Первая категория — это базовые (показатели группы "А"), отражающие объективное состояние дел в той области правоотношений, за которой надзирает соответствующий орган власти - число отравлений, пожаров, производственных травм, смертности в результате ДТП, случаев провалов ЕГЭ, невылеченных заболеваний, часов отсутствия коммунальных услуг и т. д. Такие показатели запрещается использовать напрямую. Их необходимо соотносить с численностью населения (к примеру, на 10 тыс. граждан) или с другими параметрами (на 10 тыс. км дорожного полотна, на 200 тыс. трудящихся, на 2 тыс. вылетов и пр).
Среди таких целевых показателей имеются и финансовые – если негативное последствие (к примеру, пожар), на ликвидацию которого направлен соответствующий вид контроля (федеральный государственный пожарный надзор), предполагает возникновение материального ущерба. Данный показатель тоже относительный, рассчитываемый как его отношение к ВВП за отчетный период и устанавливаемый в процентах.
Вторая категория - индикативные (показатели группы "Б" и "В"), свидетельствующие об оперативности реагирования сотрудников надзорных органов, количествах проведенных ими проверок, рассмотренных заявлений, разрешенных дел, взысканных штрафов, вынесенных предостережений и пр. Также они отображают степень объективной оправданности бюджетных затрат на соответствующую надзорную (контрольную) активность в ракурсе ее результативности. Здесь будут применяться статистические данные об объеме причиненного ущерба, возникших потерь ввиду нарушений обязательных требований и необходимых для их соблюдения издержках бизнеса.
На базовые показатели надзорные органы станут в обязательном порядке составлять и утверждать свои "паспорта". Для индикативных сведений такие акты необязательны.
На основе полученных результатов ведомства будут делать выводы и вносить предложения о необходимости редактирования НПА, совершенствования осуществляемого госконтроля в соответствующей области правоотношений. На базе этих данных могут быть внесены и другие предложения, связанные с госконтролем и направленные на повышение его эффективности и сокращение административных вмешательств в бизнесе.